Его все чаще произносят на телешоу, в кино, социальных сетях и культурной среде в целом.
Когда в 1996 году Ив Энцлер (Eve Ensler) впервые представила на Бродвее свою пьесу «Монологи вагины» (The Vagina Monologues), люди, звонившие в кассы, чтобы заказать билеты, стеснялись произносить ее название. Автомобилисты жаловались на развешанные вдоль трасс щиты, рекламировавшие пьесу. Некоторые ведущие информационных программ не осмеливались произнести название пьесы.
«Все меня просили сменить название, — говорила Энцлер, — Типа, ты никогда не дождешься, когда эта пьеса пойдет. Ведь главное в том, что, решаясь посмотреть пьесу под названием „Монологи вагины“, вам надо сделать политический и эстетический выбор. Обычно я говорила, что „вагина“ опаснее, чем советские баллистические ракеты Р-11 „Шквал“ (Scud) или плутоний. В газете никогда не поставят слово „вагина“ на первой полосе».
Перефразируя старый рекламный слоган сигарет Virginia Slims, «ты прошла долгий путь, киска».
То, о чем раньше не говорили или упоминали с помощью эвфемизмов, в том числе таких как «то самое» («down there») и «половые органы» («hoo-ha»), получило свое анатомически правильное название «вагина», которое и стало массовым. Во многих кругах оно стало не просто приемлемым, но даже модным. Его употребляют в комедийных телешоу и фильмах в качестве кульминационного словца, в котором и заключается вся соль сказанного. Его стали печатать на обложках журналов. Оно стало политическим лейблом года выборов, в течение которого решается слишком много проблем, связанных с женским репродуктивным здоровьем. У слова даже есть свои мемуары — «Вагина: Новая биография», книга, написанная Наоми Вольф (Naomi Wolf) и запланированная к изданию на сентябрь.
В таком распространении этого термина многие женщины усматривают символ приближения к равенству с мужчинами, однако, не всем по душе авангардная роль вагины. Некоторым кажется, что та внезапность, с которой женская анатомия стала вездесущей, указывает на огрубление культуры, недостаток творческого подхода, либо просто означает новый подход к изображению женщин. Леди Гага (Lady Gaga) этой весной спровоцировала протесты в Азии, когда выступила на фоне огромного щита с изображением рожающей женщины и предложила зрителям «представить, что арена — это вагина, в которой им предстоит очутиться, чтобы родиться вновь». Католическая лига бойкотирует американскую сатирическую телепрограмму «The Daily Show» из-за вышедшей недавно пародии, в которой менеджер был показан между ног обнаженной женщины, объединяя в одно целое баталии на поле политкорректности — «войну с женщинами» и «войну с Рождеством».
Почему бурно процветает женский бизнес? По мнению Лоры Берман (Laura Berman), клинического доцента отделения акушерства, гинекологии и психиатрии Медицинского колледжа Файнберга при Северо-западном университете, отчасти это объясняется тем, что женщины, выросшие в эпоху сексуальной раскованности, достигли такого момента и заняли такие должности, при которых они пользуются властью, всеобщим признанием, авторитетом и оказывают культурное влияние.
«Это свойственно их поколению, — комментирует Берман, говоря о влиянии книги о женском здоровье и сексуальности, впервые опубликованной в 1971 году, в которой прямым текстом, без купюр обсуждаются такие темы, как беременность и менопауза. — Женщины, которых вырастили читательницы книг вроде „Мы и наши тела“ („Our Bodies, Ourselves“) — это женщины, которые, конечно же, гораздо более уверены в себе и в своем теле, чувствуют себя в нем комфортно».
В марте консервативной группой независимых наблюдателей «Родительский комитет по вопросам телевидения» (Parents Television Council-РТС) был проведен анализ. Он показал, что за прошлую осень в телевизионных комедиях, драмах и шоу слово «вагина» употреблялось в восемь раз чаще, чем десять лет назад. Речь шла о таких передачах, как «2 Broke Girls» на канале CBS и «Grey’s Anatomy» на канале ABC, в которых этими словами пользуются чаще всего, при этом обе программы созданы женщинами. Двадцать какая-то по счету комедия «Girls» на канале HBO, снятая 28-летней Линой Данхэм (Lena Dunham), содержит реплики со словом «вагина» почти в каждом эпизоде, в том числе в последнем, вышедшим под названием «Вагина в панике» («Vagina Panic»). (Как показали результаты исследования, проведенного РТС, мужские персонажи также, хм, на высоте: слово «пенис» употреблялось в четыре раза чаще).
«У половины населения этой страны есть вагина, — говорит 42-летняя Шонда Раймс (Shonda Rhimes), исполнительный продюсер телесериала «Анатомия страсти» («Grey’s Anatomy»). Созданная ею медицинская драма получила широкое признание благодаря популяризации одного из наиболее модных за последнее десятилетие эвфемизмов слова «вагина» — «вэй-джей-джей» («vajayjay»), что заставило понервничать руководство канала АВС.
Берман, которая регулярно появляется в шоу Офры Уинфри (Oprah Winfrey), рассказала, что в 2008 году она заставила Уинфри впервые произнести слово «вагина» в дискуссиях, проводившихся в ее программе на тему секса и здоровья. «Я немного вмешалась в работу Офры для того, чтобы она перестала употреблять слово „вэй-джей-джей“, — рассказывает Берман. — Она воспринимала это слово как „любовный“ термин. Для женщин, слушающих вас, он по-прежнему означает, что речь идет о чем-то таком, что обсуждать неловко».
Уинфри — не единственная из тех, кто задают тон в области культуры, и чей лексикон расширяется и обогащается. В 2010 году журнал «Космополитен», который на протяжении 45 лет раздавал женщинам советы по вопросам секса и любовных отношений, напечатал слово «вагина» на своей обложке.
До этого редакция журнала использовала в заголовках на обложке словечки вроде «то самое» и «половые органы», однако, она все же рискнула, заметив, что молодые женщины, общаясь в социальных сетях, пользуются словом «вагина». Как рассказывает ответственный редактор Николь Белан (Nicole Beland), она почувствовала, что читатели «Космополитена» готовы к небольшой дозе реализма. С тех пор редакторы помещали это слово на обложке еще два раза, в том числе и в заголовке февральского номера «М-м-м, вагина, у тебя с этим самым все в порядке?»
«„Вагина“ подобна одному из тех слов, которые, преодолев горный перевал, перешли из разряда табу в число нормальных слов», — комментирует Николь. — Теперь женщины говорят именно так. Это слово все еще может шокировать некоторых, но не настолько, чтобы вы сожалели о том, что произнесли его. Как только при употреблении слова наступает момент, когда его уже почти все приняли, но оно все еще звучит сомнительно, разве не забавно как бы случайно обронить его в разговоре«.
И не только женщины все чаще и чаще отпускают словечко на букву «в». В новой комедии о беременности «Чего ожидать, когда ты в ожидании» («What to Expect When You’re Expecting») — категории «детям до 13» (PG-13) — четыре раза употребляется слово «вагина», один раз «ваг» и один раз — «вэй-джей-джей». Но, пожалуй, самая запомнившаяся во всем фильме реплика, в которой используется это слово, звучит из уст толкающего коляску папаши четырех детей, которого играет Крис Рок (Chris Rock): «Знаешь, у меня никогда не было привычки называть этим словом эту часть тела, но поверь, как только оттуда появляется ребенок, это — „вагина“».
«Это слово уже само по себе прикольное, — говорит актер Джейсон Сигел (Jason Segel), который произносил слово „вагина“ во многих романтических комедиях, — все дело в том, что оно состоит из трех слогов — сразу и не произнесешь».
«Вагина» появляется и в серьезных политических комментариях — как в традиционных новостных выпусках, так и в сатирических вроде «The Daily Show». А в передачах «The Colbert Report» и «Saturday Night Live» выходили репортажи на такие темы женского здоровья, как бесплатное проведение трансвагинального УЗИ и использование бесплатных контрацептивов в рамках государственной медицинской страховки.
В видеоролике, выложенном в этом месяце на комедийном сайте «Гори в аду» («Funny or Die»), слово «вагина» звучит в качестве содержащей основную мысль концовки и использовано с целью критики взглядов республиканцев на вопросы женского здоровья. Этот ролик, показанный и на канале HBO в передаче «Реальное время с Биллом Маэром» («Real Time With Bill Maher»), начинается в виде уже приевшейся политической рекламы, нацеленной на женскую аудиторию: «Я не хочу, чтобы правительство лезло в мой банк», — говорит бойкая блондинка в голубой толстовке с капюшоном (актриса Джуди Грир (Judy Greer)). «Я не хочу, чтобы правительство лезло к моим детям в класс», — вторит ей из своей кухни улыбающаяся мамашка (Андреа Сэвидж (Andrea Savage)). «А куда же должно лезть правительство»? — спрашивает еще одна женщина (Кейт Бекинсейл (Kate Beckinsale)), стоящая возле своего внедорожника. — «В мою вагину».
Использование «вагин» в искусстве и политике вряд ли можно назвать делом новым и необычным — недавно археологи объявили, что обнаружили изображения нескольких таких органов на фресках в пещерах Франции, и этим фрескам 37 тысяч лет. Но, вне всякого сомнения, для слова и для соответствующей ему части тела наступил момент, имеющий культурное значение. Некоторые даже говорят, что отведенные им 15 минут почти истекли.
Этот термин так часто употребляется на телевидении, что Ли Аронсон, соавтор телепередачи «Два с половиной человека» («Two and a Half Men») признался журналистам весной этого года на конференции сценаристов в Торонто: «Мы на телевидении приближаемся к наивысшей степени возбуждения вагины, к точке набухания».
«Америка — очень незрелая страна, когда речь заходит о всяких „сиськах-письках“, — добавляет Маэр, — А вот с вагиной, я думаю, мы переусердствовали».
В августе выходит в прокат романтическая комедия «For a Good Time, Call…», повествующая о молодой женщине из Манхэттена, которая устраивается на работу в службу «секс по телефону», чтобы оплачивать квартиру. Лорин Миллер (Lauren Miller), 30-летняя актриса, снявшаяся в фильме и одна из авторов сценария, вместе со своим соавтором, Кейти Нейлон (Katie Anne Naylon) решили сократить в своем сценарии число упоминаний слова «вагина». «Когда произносишь слово „вагина“, ждешь, что последует реакция, ведь это не то же самое, когда произносишь слово „локоть“, — рассказывает Миллер. — Это слово так часто использовали в качестве острого словца, финальной шутки. Мы уже почти перебрали, повеселившись с ним».
По мнению драматурга Ив Энцлер, в наше время употребление слова «вагина» в комическом контексте может указывать на то, что общество движется вперед — либо деградирует.
«Когда наступает раскрепощение, всегда происходит что-нибудь интересное, — говорит Энцлер. — С раскрепощением всегда ассоциируется фривольность. А она может многое обесценить. Все зависит от того, кто воспользуется этим и для чего. Мы движемся вперед, но я считаю, что невозможно идти вперед, не отступая назад».
По материалам: http://www.inosmi.ru