Дозволенный секс в Древнем Риме

Чего-чего, а стремления все упорядочить и разложить по полочкам у древних римлян было не отнять. Если уж влепил в тексте две метафоры — изволь и две аллегории — чтоб по всем правилам. Это ка

1205298883_rim Чего-чего, а стремления все упорядочить и разложить по полочкам у древних римлян было не отнять. Если уж влепил в тексте две метафоры — изволь и две аллегории — чтоб по всем правилам. Это касалось не только изящной словесности. И места в римских латринах (то бишь, в уборных) стояли ровными рядами, и кресты с казненными христианами ставили строго параллельно дороге… ну и так далее.

Pompeii tour deluxe Не избежала этого и сфера человеческих отношений. В Древнем Риме, например, насчитывалось три вида законного брака плюс конкубинат — сожительство (то, что мы называем «гражданским браком»). А вот развод допускался только в чрезвычайных ситуациях. Долгое время граждан Рима удручало такое положение дел. В случае доказанного адюльтера блудливую супругу, правда, можно было вернуть отцу, но при всем при том, даже застигнув прелюбодеев, что называется, в действии, оскорбленный муж мог убить любовника, но не жену — как и у греков. Кроме того, за свободной римлянкой стеной стояла ее семья, и необоснованный упрек мужа мог обойтись ему боком: в лучшем случае, скандалом. Жены, страдающие от запрета на разводы, оказывались зачастую куда решительнее. Так, в 331 году до н.э. по доносу рабыни была раскрыта целая сеть отравительниц: перед судом предстали 170 уважаемых дам — матрон — как они назывались в Древнем Риме, среди которых были как недавно овдовевшие, так и те, кто только готовился овдоветь…

И только после этого ЧП потрясенные сенаторы, с опаской оглядываясь на своих благоверных, спешно приняли многочисленные поправки к законам о разводе (ясное дело, лучше быть разведенным, чем отравленным).

Ясно, секс вне брака не приветствовался. Как всегда, сложнее приходилось женщинам, но в отдельных случаях (за совращение замужней дамы) любовник мог поплатиться головой.

Но зато «дозволенному» сексу гордые потомки Ромула придавали сакральное значение. Существовало множество обрядов и эротических действ, в которых принимало участие все население — правда, не вместе.

Так, римские куртизанки в праздники Венеры совершали жертвоприношения отдельно от почтенных матрон, которые тоже молились богине любви. Юноши и девушки перед вступлением в брак совершали обряды порознь в том же храме Гименея. А, например, на тайные обряды в честь Bona Dea — Доброй богини, покровительницы женщин, — не допускались мужчины.

В обсуждении вопросов «про это» древние римляне отличались завидным ханжеством. Вот как сказал Цицерон: «Делать — не постыдно, говорить — неприлично». Или так: твори, что хочешь, но не болтай об этом.

И творили! А вот последствия «болтовни» оказывались весьма и весьма печальными. Был, например, такой Овидий Назон, автор поучительного сочинения «Наука о любви». Соблазнял ли он замужних женщин через их служанок (этому посвящена целая глава в его опусе) — неизвестно. Но как он кончил — известно:

По материалам: http://www.superstyle.ru