Будущее тесно связано с прошлым. Быть может, зная, что было в древности, можно предугадать, что несет нам завтрашний день? И зная, каким был секс в древности, возможно понять, секс в настоящем — это что-то новое или хорошо забытое старое?
Ничто не ново под луной, и все, что было, повторится. А новое — это хорошо забытое старое. Руководствуясь этими идеями, простым любопытством или надеждой найти чудодейственные рецепты блаженства, мы обращаемся к истории. А как оно было у них, древних? Здоровее, изысканнее, изощреннее, извращеннее?
А было по-всякому. И, пожалуй, чисто физически с тех самых пор мало что изменилось. Менялось только отношение к сексуальной жизни и морально-этическая подоплека, влекущая за собой разрешение или запрещение, хвалу или порицание тех или иных форм интимных отношений.
Древний Рим
Несмотря на общепринятое мнение о вакханалии человеческих страстей и полной лояльности к разнообразным видам наслаждения в Древнем Риме, существует теория, что подобная разнузданность была присуща лишь аристократии, жителям города Помпеи, чьи фрески до сих пор под запретом для демонстрации во многих странах.
Так это или нет — судить историкам. В любом случае, сексуальная жизнь древних римлян впечатляла и продолжает впечатлять.
Культ сексуальности, отсутствие обычных табу, вплетение сексуальных мотивов в искусство во всех его проявлениях — римлянам было, где развернуться. Женщина приравнялась к мужчине в праве получать сексуальное удовольствие.
Римлянки делили постель с любовниками или рабынями, а то и с теми и другими одновременно, мужчины утешались с женщинами более простых сословий или в банях, с платными жрицами или жрецами любви.
Считалось, к примеру, что иначе женщина не сможет родить здорового ребенка (идеи о том, что отсутствие сексуальной жизни, или, словами Гиппократа, «семени в матке», влияет на женщину очень негативно, возникали не только в римской, но и в других культурах — от индийской до египетской).
«Кто не наслаждается, сам не может усладить». Ограничения если и существовали, то социального порядка. Например, знатным богачам возбранялось иметь связи с женщинами своей прослойки — дабы избежать проблем с наследством в случае появления незаконнорожденного ребенка.
Оральный секс вышестоящие могли только принимать, но никак уж не дарить — римляне с особым трепетом относились ко рту. Также порицался пассивный гомосексуализм.
Плотские утехи мужчин с мужчинами считались делом обычным, но быть пассивным партнером человека более низкого сословия означало опуститься в глазах общества и лишиться права участвовать в выборах или представлять свои интересы в суде.
Однако это никоим образом не ограничивало римлян — вокруг было предостаточно рабов и рабынь, секс с которыми был чуть ли не обязанностью. Иначе зачем они были нужны?
Маленькие оргии перерастали в большие — наиболее известные как вакханалии, практиковавшиеся при Нероне. Они могли служить визуальными пособиями по интимной жизни: все ее виды — от садизма и лесбийской любви до вуайеризма — имели место быть.
В итоге оргии все же были запрещены, однако будоражащий след в памяти потомков они оставить успели. Да и как не вспомнить Калигулу с его инцестами или Мессалину, выигравшую в состязании с известной проституткой — за сутки она «осчастливила» 25 мужчин.
Любовь оплачиваемая приобрела в Древнем Риме колоссальный размах. Представительниц древнейшей профессии можно было найти повсюду — в гостиницах, у булочных, на кладбищах (!), разумеется, в банях.
На вершине «платной любви» царили куртизанки, которых вряд ли можно было назвать обычными проститутками, испытывающими всю горечь профессии — унижения, низкий статус, сутенеров и т. д.
Куртизанки имели привилегированных любовников, оказывали влияние на культурную и общественную жизнь, были окружены роскошью.
Древняя Греция
Греция даровала нам культ тела, красоты, выраженной в оптимальной пропорциональности и движении. И, если в архаический и классический период пол не выделялся, позднее красота пола, сообразно с патриархальным укладом общества, связывалась больше с мужским телом.
Именно мужчина являлся воплощением плодовитости. Что, кстати, проявлялось во всеобщем культе фаллоса как основного символа плодородия. В эротическом искусстве переплетались как фаллический культ, так и просто изображения любовных утех — гетеро-гомосексуальных и т. д.
В мифологии проявляется отношение греков к сексу: любовь богов связывалась с красотой, наслаждением, плодородием. Там же, в греческих мифах, мы найдем прототипы многих психологических конфликтов человека, связанных с сексуальной стороной жизни — истории Эдипа, Электры, Нарцисса и т. д.
Положение женщины в Греции было не столь свободным, как в Риме. У гречанок не было прав в браке, уклад замужней жизни был строго расписан, и устраивать оргии в банях, подобно римлянкам, они вряд ли могли бы.
Зато мужчина владел всем — собственностью, женщинами, временем и правами. В связи ли с пресыщенностью мужчин покорными женщинами, философскими моделями или поклонением мужской красоте, но в Греции были распространены гомосексуальные связи.
Гомосексуализм рассматривался не как извращенное влечение, а часть природы. Так, в одном из мифов, рассказанных Сократом, «душа некогда вступила в тело философа, но по пути на землю потеряла крылья, но они начинают отрастать при виде красивого мальчика».
Однако связь между двумя взрослыми партнерами осмеивалась. Скорее, речь шла о том, что молодые юноши могут быть желанны и женщинами, и мужчинами.
Наиболее распространены были связи взрослых мужчин с молодыми юношами, в определенных прослойках — взрослый мужчина был наставником младшего, развивал его чувственность, восприимчивость к красоте и т. д. По сути — помогал войти в жизнь и стать мужчиной (в «греческом понимании» этого слова).
Такая любовь давала результаты не только в мирной жизни, но и на войне. Именно из мужских пар состоял знаменитый священный отряд из города Фивы, прославившийся своей доблестью.
Подобные пары также назывались тираноубийцами, так как зачастую они были первыми, кто восставал против деспотов. В некоторых греческих обществах (Спарта, Фивы, Крит) подобные связи были практически узаконены обществом. Так, например, в Спарте каждый подросток был обязан иметь наставника, отвечавшего за его воспитание.
В других обществах к подобным отношениям относились противоречиво — хотя бы по причине подобного римскому отношения к пассивной позиции, недостойной свободного гражданина.
Однако в отношении несвободных и рабов такой проблемы не существовало — наравне с женской существовала мужская проституция и публичные дома. Греческая проституция была иерархичной, «царицами» были гетеры («гетера» по-гречески — «спутница радости»).
Красивые, изысканные, образованные, отказавшиеся от уз брака и потому единственно свободные женщины греческого общества, гетеры не только не порицались, а воспевались писателями и философами.
К различным формам сексуального самовыражения Греция относилась строже, чем Рим. В различные периоды были изданы законы против инцеста, внебрачного сожительства, измен и т. д.
Но в целом ничто не мешало грекам свободно отдаваться любви — оральный секс считался лаской, мастурбация воспринималась абсолютно нормально и являлась повседневной частью жизни, некой отдушиной.
«Обслуживать себя рукой, как Ганимед», «петь свадебную песнь рукой», «жениться без жены» и «сражаться рукой с Афродитой» могли как мужчины, так и женщины. Позже, с приходом римской, а затем и христианской моралей, отношение к мастурбации и ко многим другим формам сексуальной жизни, разумеется, изменилось.
Древняя Индия
Индуизм и иные восточные практики и учения рассматривают секс как общедоступный мистический опыт, через который можно получить Единения.
Сексуальные отношения лежат в основе жизни и являются искусством и наукой, должными быть досконально изученными. Однако «секс ради удовлетворения полового желания так же отличается от любовного наслаждения, как и завтрак бедняка от трапезы магараджи» («Ветка персика»).
Таким образом, секс в понимании индийской традиции носит сакральный характер. Поэтому способности и возможности дарить наслаждение и через секс соединяться с божественным были посвящены множество физических и духовных практик, трактатов и т. д.
Например, тантризм — это целое учение, многими неверно трактуемое, как практика, позволяющая удлинить время полового акта и доставить наслаждение партнеру. Однако наслаждение в сексе — лишь ступень на пути к духовному преобразованию, доступному через телесный экстаз.
В древнеиндийской культуре женщина считается воплощением чувственности и всего созидающего. Каждый человек рождается через Йони женщины, каждый мужчина старается вернуться в царство женственности через сексуальный контакт.
Для женщины (как существа, способного к большей гамме сексуальных переживаний, чем мужчина) очень важны любовь и полнота сексуальной жизни, которые делают ее активной, счастливой, сильной и верной.
Поэтому способность довести женщину до оргазма была очень важна и ценима — отсутствие оргазма вызывает, как считается, психические и физические расстройства.
С сексуальной энергией связан образ танцовщицы, столь важной фигуры культуры Востока. Храмовые танцовщицы («девадаси» — служанки бога) в Индии были разделены на несколько каст.
Некоторые — например, баядерки — были не просто танцовщицами, а ритуальными жрицами любви, вступившими на этот путь во имя служения определенному божеству.
Жрицы любви были не только храмовыми, практиковалась и обычная проституция — дешевые «варианты» и аристократичные ганики, имевшие собственность, рабов, образование, умевшие петь и танцевать.
В древней Индии существовало поверье, что если на своем пути повстречать проститутку, то это хороший знак; дурным предзнаменованием была встреча с вдовой.
Наиболее известный трактат о любви — «Камасутра», написанная индийским врачом и философом Ватсьяяна. В ней раскрываются не только физические, но и психологические и социальные аспекты любовных отношений, рассказывается, как следует вести себя в той или иной ситуации, чтобы достичь нужных целей.
«Камасутра» — знаковое наследие древнеиндийской культуры, обобщившее понятия и знания, накопленные на протяжении многих столетий — от техник поцелуев и способов прикосновения до методов ухаживания и отношений супругов в браке.
Однако трактат — это не пособие по совращению любой и любого, «Камасутра, созданная для блага людей, для того, чтобы научить их оберегать честь жён и матерей, ни в коем случае не должна использоваться для пошлой и тривиальной цели совращения женщин и девушек» (Ватсьяяна).
***
Как можно заметить, любая из культур, оказавших значительное влияние на будущие поколения, дарит различные способы не только получить физическое наслаждение, но и испытать с его помощью подлинный экстаз.
По материалам: http://www.passion.ru